Top.Mail.Ru
Услуги врачей Обследования Лечебные процедуры Медосмотры и справки
Аллергология-иммунологияВакцинацияВедение беременностиВызов врача на дом в Казани
Вызов педиатра на домГастроэнтерологияГинекологияДерматовенеролог
КардиологияКосметологияМаммологияМануальная терапия
Мезотерапия для волосМезотерапия лицаНеврологияНефрология
ОнкологияОртопедия-травматологияОтоларингология (ЛОР)Офтальмология
ПедиатрияПроктологияПульмонологияРевматология
Сосудистая хирургия (флебология)ТелемедицинаТерапияУрология
ХирургияЭндокринология
АнализыКолоноскопияМаммография (цифровая)УЗИ
ФГДС желудка в КазаниЦифровой рентгенЭКГ
Гипокси-гипероксическая процедураЛАЕННЕК-терапияЛазерная коррекция сосудов АЛЬМА-ЛАЗЕРЛазерная косметология от АЛЬМА-ЛАЗЕР
МагнитотерапияМассажПроцедурный кабинетРефлексотерапия (иглоукалывание, акупунктура)
ТЭНС-терапияУдарно-волновая терапия (УВТ)Ультразвуковая терапияФизиолечение
ЭВЛК
Больничный листМедосмотр для ГАИ (ГИБДД) в КазаниМедосмотрыПрофосмотры
Справки

Аптеки 36и6

Бывший владелец аптечной сети «36,6»: «Фармацевтический рынок становится нестабильным и непредсказуемым»

Основатель и владелец татарстанской аптечной сети «36,6» Артур Уразманов продал свое детище башкирской аптечной сети «Фармленд». Почему из всех претендентов был выбран именно «Фармленд», на что пойдут полученные от продажи аптек средства и как изменится фармрынок Татарстана в ближайшие годы, он рассказал в интервью «Реальному времени».

«Мы продали все аптечные учреждения под всеми брендами»

— Артур Ринардович, ранее вы заявляли, что регулярно получаете предложения о продаже аптечной сети «36,6» от федеральных игроков, но отклоняли эти предложения. Как вас убедил «Фармленд»?

— За 17 лет работы мы достигли больших высот на рынке и Татарстана, и России. Мы заслуженно получили все фармацевтические награды – «Платиновая унция», «Золотая ступка». Кроме этого, были удостоены международной премии «Зеленый крест». Ни одна фармацевтическая сеть в Поволжье не имеет такого количества наград. К чему я веду? Наш актив очень ликвиден. На протяжении и последних 5-6 лет мы прочно входили в топ-50 крупнейших сетей РФ. Наши аптечные учреждения стоят в трафиковых, привлекательных местах. У нас имеется стабильная история партнерских отношений с дистрибьюторами, производителями и финансовыми структурами. Создан прекрасно обученный коллектив, разработаны хорошие IT-продукты, которые позволяют гибко реагировать на ситуацию на рынке, на широту и глубину ассортимента. Были запущены к внедрению новые проекты. Все это говорит о том, что компания не готовилась к продаже.

Если изучать зарубежный опыт проведения консолидаций, то участниками таких сделок по продаже или приобретению компаний   являются как правило высоколиквидные, рентабельные, финансово -стабильные компании.

Но в последнее время на российском фармрынке все сильнее ощущается давление со стороны конкурентов. Появляется все больше и больше аптек-дискаунтеров, которые сводят нашу наценку к минимальной, практически к нулю. Раньше дискаунтеров было небольшое количество и мы с ними благополучно конкурировали.

Все сложнее наращивать средний чек, падает трафик в существующих аптечных сетях. Люди стали менее охотно тратить деньги на лекарства и стараются переходить с более дорогих на более дешевые. Если раньше аптека могла заработать на товарах для красоты и здоровья, сегодня этот сегмент пользуется все меньшим спросом. Интернет-торговля лекарствами не развивается. Непонятно, она будет в каком-то усеченном варианте или вообще будет запрещена.

Лучший способ оставаться последовательным и верным себе — это меняться вместе с обстоятельствами, видеть тенденции фармацевтического рынка, быть готовым принимать их и меняться… Рынок становится нестабильным и непредсказуемым. В такой среде очень сложно управлять бизнес-процессами. На рынок выходит много сильных игроков, которые имеют свои логистические структуры и серьезные IT-продукты. Это такие структуры, как «Магнит», который уже открыл несколько аптечных сетей и анонсировал до 2018 года открытие до 5 тыс. аптечных учреждений. Это серьезнейший игрок, который повлияет на рынок и его ценовую и кадровую политику. X5 Retail Group открыл 400 аптек и до конца 2018 года собирается еще увеличить сеть до 3 тыс. аптек. Мы находимся в постоянном кадровом голоде. Допустим, они откроют даже на двоих 5 тыс. аптечных учреждений. В каждую аптеку нужно, как минимум, четыре сотрудника. То есть всего нужно 20 тыс. кадров для этих двух структур. А у нас по всей России в год выпускается только 3-4 тыс. аптечных работников.

Исходя из всех этих факторов, мы приняли предложение «Фармленда» реализовать всю аптечную сеть. Мы продали все аптечные учреждения под всеми торговыми брендами.

-То есть более 100 аптек?

— Да.

— По сумме сделки называлась цифра в 1 млрд. рублей. Насколько эта цифра приближена к реальности?

— Эта информация конфиденциальная. Сумма сделки, озвученная ранее некими экспертами не является достоверной.

Поэтому могу сказать только одно -названная цифра не отражает реальности.

-Претенденты помимо «Фармленда» были?

-Я и раньше получал достаточно часто предложения о продаже аптечной сети, но так серьезно их не рассматривал.

— Претенденты конечно были. Но с «Фармлендом» мы сработали оперативно.

— Они вас привлекли предложенной ценой?

— Оперативностью. Сделка закрылась очень быстро. Приводя цитату У. Черчилля : «Лучшее свидетельство справедливости соглашения в том, что оно в полной мере не устраивает ни одну сторону». Любое соглашение- это компромисс. В данном случае мы его достигли.

«К новому году появится стратегия развития медицинских центров»

— А что стало с медицинскими центрами Академии здоровья «Звезда»?

— Медицинское направление мы полностью сохранили. Как раз в медицинское направление мы переориентируем все силы и средства. Отчасти и материальные средства, вырученные от этой сделки.

— Какова стратегия развития этих медицинских центров?

-У нас много новых проектов, сейчас мы их прорабатываем и обязательно анонсируем ближе к концу года. На данном этапе я полностью хочу погрузиться в развитие своих медицинских клиник, на это ранее у меня катастрофически не хватало временных и человеческих ресурсов. Есть много интересных и новых проектов которые я хотел бы внедрить.
Я поставил для себя и своей команды цель, и мы будем уверенно к ней идти. Будет много интересной и увлекательной работы и будут новые радостные моменты победы.

-То есть вы планируется увеличение количества медицинских центров?

— Да. Мы мониторим, где можно открыть новые медцентры в Казани и других ближайших регионах. Изучаем позитивный опыт московских клиник. Точно могу сказать, что в имеющихся центрах мы будем внедрять новые проекты, и они получат дополнительный толчок к развитию.

— Вы имеете в виду, что в этих медцентрах расширится перечень оказываемых услуг?

— Да, появятся новые услуги для клиентов, будем развивать аппаратную диагностику.

— Сколько сейчас действует медицинских центров и где они расположены?

— Сейчас в Казани работает 4 медицинских центра. В районы Татарстана мы заходить не планируем.

— Думаете, там спроса не будет?

— Да, спрос на медицинские услуги и так невелик.

— Все –таки, до какого уровня вырастет количество ваших медицинских центров?

— Чтобы говорить языком цифр, надо полностью изучить рынок. Понять, какие услуги мы можем предоставлять и только после этого говорить о количестве медцентров.

— Думаете ли вы о специализации этих центров?

— Может быть, будет и специализация. К новому году уже появиться какое-то видение, стратегия развития. Сделка только завершена. Я хотел бы выразить благодарность сотрудникам, с которыми долго работал. Тем, с кем создавал свою сеть. Также хотел бы поблагодарить все фармацевтическое сообщество за то, что научили нас за эти 17 лет, каким образом нужно работать. Хочу выразить благодарность и команде, которая осталась со мной и будет развивать медицинское направление. Думаю, вместе мы добьемся еще больших побед и высот. Но мы не ушли полностью из фармацевтического бизнеса. У нас сохранилось оптовое направление, где мы работаем и продолжаем работать.

«Через полтора-два года в Татарстане не останется ни одной местной сети»

— Получается, в Татарстане, помимо «Казанских аптек» и «Сакуры» местных частных аптечных сетей не останется?

-Возможно и такое…

— Татарстанский фамррынок пережил несколько экспансий –региональных и федеральных…

— Сначала была экспансия ижевская. Это сеть, которая сейчас называется «Аптека от склада». Потом пришли самарские сети. Также в республике представлены московские аптечные сети. В Татарстане достаточно много аптечных структур, чьи головные офисы расположены в других регионах.

— Это хорошо или плохо?

— Конкуренция – это всегда хорошо. Она заставляет искать новые решения, выходы из ситуации, идти вперед. Мы всегда были одними из лидеров рынка. По количеству аптечных учреждений в Казани всегда занимали первое место, а по объему продаваемой продукции в денежной массе- третье.

-Как изменится рынок Татарстана с приходом «Фармленда»?

— Мы были той сетью, на которую равнялись все местные сети. И когда произошла сделка, многие звонили и спрашивали у меня: «Что ж будет с рынком?»

Мне кажется, что рынок Татарстан кардинально поменяется в ближайшие год-полтора. Это связано с тем, что будет происходить консолидация. Более крупные игроки будут поглощать боле мелких, рынок будет укрупняться. Выживать станет гораздо сложнее. И наша сделка-далеко не последняя. Это стандартная ситуация. Может быть, придут международные игроки. Думаю, через полтора-два года в Татарстане не останется ни одной местной сети.

-Почему-то поглощаются только татарстанские аптечные сети. Прецедентов, чтобы сеть из Татарстан вела экспансию на другие рынки, не было.

— И не будет. Для этого нужны серьезные ресурсы, а не только желание. Нужно сильно рисковать и иметь полный производственный цикл- дистрибуцию, розницу, производство. У «Протека», к примеру, есть свои заводы по производству медикаментов, дистрибьюторское звено, розничная сеть. Аналогичная ситуация у «Катрена» и «СИА интернейшнл ЛТД». При возникновении проблем в розничном звене у них имеется подпитка из других источников. И эффект масштаба тоже никто не отменял. Небольшие региональные сети самостоятельно работают только в рознице и не могут выйти за пределы региона. А, тем более, поглотить кого-то. Чтобы поглотить другие сети, им нужны колоссальные средства, миллиарды рублей.

«Аптеки 36,6» — республиканская аптечная сеть, работающая на фармацевтическом рынке Татарстана более 17 лет. Насчитывает более 100 аптек. Также в группу компаний входят четыре многопрофильных медицинских центра Академия здоровья «Звезда», три ортопедических салона «Ортоэкс» и аптеки социального формата «Отличная» и «Аптеки низких цен». В городах за пределами Республики Татарстан были открыли аптеки под брендом «Звезда».

Артур Уразманов.

Основатель группы компаний «36 и 6». Родился в 1971 году в г. Казани. В 1996 году окончил Казанский государственный медицинский университет – медико-профилактический факультет. В 1998 году окончил Казанскую государственную медицинскую академию по специализации «Социальная гигиена и организация здравоохранения». В 1999 году прошел ординатуру при ГОУ ДПО «Казанская государственная медицинская академия», специализация – организация здравоохранения и общественное здоровье. В 2007 году окончил Казанский государственный университет им.В.И.Ульянова-Ленина по президентской программе подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ (менеджмент).

Еще больше новостей

Программа «Скрининг организма после перенесенной пневмонии и COVID-19»
Программа «Скрининг организма после перенесенной пневмонии и COVID-19»

Мы запустили новую комплексную программу «Скрининг организма после перенесенной пневмонии и COVID-1...

24.11.2021
Подробнее
День Предпринимателя
День Предпринимателя

25 ноября в День Предпринимателя руководство клиник "Звезда" было приглашено Молодёжным правительством и ...

30.11.2023
Подробнее
Заседание Совета Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ
Заседание Совета Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ

В медицинском центре «Звезда» прошло заседание Совета Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ...

30.06.2022
Подробнее

Записаться на прием через контактный центр или самостоятельно

Вы посещали нашу клинику?